2023 - ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя и к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.
Учитель – это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших профессий, она остаётся нужной и востребованной по сей день. Как и всё на свете, со временем она претерпевает изменения.
Весь этот мир творит учитель
В марте 2023 года ГКОУ РО Новочеркасская специальная школа-интернат №33 приняла участие в Региональном интернет-семинаре «Весь этот мир творит учитель», посвященном профессии учителя и наставника и взаимодействию библиотек с учреждениями различного типа. Проведение семинара организовала Ростовская областная специальная библиотека для слепых. На семинаре наша школа-интернат представила видеоролик «Педагогическая деятельность в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей».
Педагогические династии
Бычкова Наталья Николаевна
Истоки нашей педагогической династии ведут в 70- е годы XIX века на Урал, в село Покровское, где служил учителем прапрадед по линии матери Гладких Дорофей Федорович, учителем в том же селе был в начале XX века прапрадед по линии отца Брылин Сидор Иванович.
Мне с детства хотелось быть учителем, первыми моими учениками были куклы и младшая сестра Галя, ставшая впоследствии тоже учителем. Повороты судьбы не предсказуемы, и в 1980г. я переехала к мужу в Новочеркасск. Начала работать в школе №1, это была настоящая кузница педагогических кадров, а для меня – школа педагогики.
Но жизнь распорядилась так, что я получила второе высшее образование по специальности «социальный работник» и перешла на работу в Новочеркасский детский дом, где жили и учились дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как сейчас принято говорить, дети с ограниченными возможностями здоровья. Когда работаешь с такими детьми, приходит другое мерило ценностей жизни: начинаешь понимать, что иметь руки, ноги – это счастье, это помогает воспитывать и собственных детей.
И вновь колесо фортуны повернулось и привело меня в Новочеркасскую специальную школу-интернат, где обучаются незрячие и слабовидящие дети. Нужно сказать, что у меня была мечта: взять малышей-первоклассников и довести их до выпуска. И вот мечты сбываются! Мои «малыши» уже выпускники!
Я люблю школу, с удовольствием хожу на работу, стараюсь, чтобы школа была для ребят «школой радости». Внушаю им, что «школа - это не мучение, не проклятие, не ад. Школа-это твои друзья, первая любовь, запах новых учебников и тетрадей, беготня на переменах, ароматные булочки из столовой. Школа-это твоё невозвратимое детство».
Но главная моя радость и гордость в том, что педагогическая династия, получившая свое начало в XIX веке, продолжилась в XXI. И дочь, и невестка стали учителями. Невестка Бычкова Анна Анатольевна, работает в Ростовской санаторной школе-интернате №28 учителем русского языка и литературы, и дочь Скурихина Александра Николаевна преподаёт химию в Семикаракорском аграрно-технологическом техникуме. Семейное дело не прервалось.
Каких результатов я достигла? Каковы мои достижения?
Результаты учительского труда видны не сразу. Пройдут годы, пока он проявится. Но и сейчас я с гордостью могу сказать, что среди моих учеников – выпускников нет преступников, наркоманов и других асоциальных элементов. Я за долгие годы не разочаровалась в выбранной профессии, горжусь, что я – учитель.
Первый учитель
Выше звания «Учитель», есть только одно звание — «Первый учитель».
Наши педагоги
Страданченкова Надежда Николаевна
Учитель-дефектолог
Педагогический стаж - 22 года
Профессиональное кредо –
«В каждом ребенке есть своя изюминка, учителю необходимо разглядеть её, и
создать условия для развитии индивидуальности каждого ученика»
Каждый учитель ежедневно соприкасается с чудом. Это чудо детской мысли, детского творчества, искренности, интуиции, любознательности. А я соприкасаюсь еще с одним чудом – это чудо познания и совершенствования мира незрячими детьми. Вот уже на протяжении четырех лет я имею эту возможность, работая в школе – интернате для детей с нарушением зрения. Каждый незрячий уникален. В будущем один – музыкант, другой – спортсмен, массажист. Меня воодушевляет, что я, как учитель, прикладываю к этому умения, старания, частичку своего труда.
Одна из главных моих задач, как учителя – дефектолога – постараться вникнуть и вжиться во все те проблемы, которые есть у незрячего ребенка. Я не просто должна знать, как отражается отсутствие зрения на познавательном процессе, особенностях мировосприятия, то есть какие «подводные рифы» могут встретиться мне на пути, но должна понять и пропустить это через себя.
Видеть в ребенке личность – это значит, видеть в нем «лик», неповторимое творение, требующее бережного отношения.
Чем же занимаюсь конкретно я?
Я, как учитель–дефектолог, создаю условия для полноценного развития личности детей с ОВЗ, развития индивидуальности ребенка, обеспечения широкой общеобразовательной подготовки.
Моя работа начинается с диагностики. Она проводится два раза в год – в начале учебного года и в конце для мониторинга продвижения. Параллельно выявляю трудности и проблемы у детей начальных классов, которые возникли в результате учебной деятельности.
Дальше составляю коррекционно – развивающую программу на каждого или группу детей. Потом осуществляю сам коррекционный процесс, посредством групповых и индивидуальных занятий. Параллельно веду динамическое наблюдение за ребятами на уроках.
Я стараюсь найти у незрячего ребенка тот «рычаг», который даст толчок внутренним резервам и всем компенсаторным силам. Применяю на практике дифференцированное обучение. Выстраиваю занятия таким образом, чтобы у детей было желание учиться и активно участвовать во всех видах учебной деятельности, чтобы обучение способствовало в наибольшей степени развитию познавательной, творческой и личностной сферы. На коррекционных занятиях активно использую современные технологии, которые позволяют мне повысить эффективность коррекционной работы.
Помочь каждому ребенку, посещающему мои занятия, стать успешным – для меня очень важно. Учитываю его индивидуальные особенности, его темп продвижения, обеспечиваю поддержку его способностей. Понимаю, что в работе с незрячими детьми результаты могут проявиться не сразу. Поэтому терпеливо жду и верю.
Консультирую педагогов и родителей детей по интересующим вопросам.
Герберт Уэльс в своем рассказе «Страна слепых» уверен, что слепые навеки отделены от зрячих «непроницаемой стеной тьмы». Но эта стена рушится под натиском науки и профессионализма педагогов. Задача педагогов в нашей школе – интернате и моя в частности – открыть окно в невиданный мир. Нужно помочь таким детям стать полноценными членами общества, дать полноценное образование, помочь в выборе профессии.
Современный учитель – дефектолог – это тот, кто находится в непрерывном профессиональном движении. Он любящий и любимый, интересующийся и заинтересовывающий, увлеченный и увлекающий.
Введение ФГОС для детей с ОВЗ мотивирует меня стать новым учителем- исследователем, обладающим высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом и потребностью в профессиональном самовоспитании.
Впереди у меня много творческих открытий, педагогических находок, а главное – адаптированные и социализированные мои ученики. Такая у меня профессия - никогда нельзя ставить точку.
***
Никульникова Ольга Сергеевна
Учитель-логопед
Педагогический стаж – 32 года
Профессиональное кредо:
«Нравится нам это или нет, но ребенок, с которым труднее всего управляться,
именно тот, которым впоследствии мы больше всего гордимся»
М. Маклофлин
Работа логопеда с детьми с нарушениями зрения требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности. Учитель-логопед в специальном школьном учреждении корректирует произносительную сторону речи, развивает речь, познавательную деятельность и активизирует двигательную сферу ребенка.
Уже более двадцати пяти лет я нахожусь в атмосфере звуков, дыхания, артикуляции, просодики, лексики, грамматики…
Оптимизм, терпение и целеустремлённость – эти три качества помогают мне в моей профессии. Свою миссию я вижу не только в том, чтобы исправить речевой дефект ребенка, но и помочь ему осознать его возможности.
Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели.
На своих занятиях создаю благоприятный психологический климат, воспитываю у детей стойкий познавательный интерес, активизирую мыслительную деятельность детей.
В своей работе применяю современные методики коррекционного обучения, в том числе с использованием ИКТ технологий. Осуществляю контроль за внятностью и выразительностью речи, включаю задания с опорой на сохранные анализаторы. Разработала ряд дидактических пособий, игр, направленных на коррекцию нарушений устной и письменной речи.
Среди обучающихся с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно - коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
Конечно, успех в работе зависит от профессиональных знаний, осведомленности об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, от ступенек развития самого педагога, от творческой активности и инициативы. Поэтому, чтобы быть компетентной в своей профессии, постоянно работаю над самообразованием, прохожу курсовую переподготовку, повышаю свой профессиональный уровень, совершенствую свои умения и знания.
Видя результат своей работы, эмоции детей, я поняла, что учитель-логопед — профессия самая лучшая для меня и любимая! Осознание того, что дети пришли ко мне с речевыми дефектами, а ушли с грамотной и красивой речью, приобрели новые знания, умения, коммуникативные навыки, наполняет моё сердце радостью, гордостью за то, что я не зря выбрала свой профессиональный путь.
Учитель-логопед – это мое призвание, внутреннее состояние души, желание помочь и научить.
***
Великая Зоя Оганесовна
Педагог-психолог
Педагогическое кредо:
«Научить человека быть счастливым нельзя, но
воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»
А.С. Макаренко
Педагогом-психологом работаю 23 года. Я помогаю слепым и слабовидящим детям познавать окружающий его мир, адаптироваться, и интегрироваться в современное общество. В профессиональной деятельности придерживаюсь принципов доброжелательности, доверия, уважения к личности ребенка.
Цель моей работы - это создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого воспитанника, и на этой основе решение проблемы социальной интеграции слепого или слабовидящего ребёнка в современное общество.
Главное в школе-интернате не только дать образование нашим воспитанникам, но и сохранить, улучшить как физическое, так и психологическое здоровье каждого ребенка.
В школе - интернате обучающиеся нуждаются в тепле, добром слове, понимании, и психолог может дать это детям, а они готовы всегда отвечать взаимностью.
Свою деятельность я планирую в соответствии с основными направлениями работы психологической службы. Осуществляю психодиагностическую, коррекционно – развивающую, профилактическую работу с детьми, учитывая возрастные и психофизические особенности развития, провожу мониторинг адаптации к школе - интернату, слежу за эмоциональным благополучием и психологической безопасностью обучающихся. Провожу коррекционно-развивающие занятия по программам эмоционально-волевого, коммуникативного и познавательного развития детей, используя наблюдение, самотестирование, игры-драматизации, анкетирование, тренинги, элементы сказкотерапии, психогимнастику и релаксацию.
Это помогает предупреждать, устранять отклонения в психологическом и личностном развитии, способствуют формированию различных компетенций. Я люблю проводить такие занятия, это приносит мне чувство полезности, значимости и удовлетворенности.
Самой высокой оценкой для меня являются положительные эмоции, слова радости и признания обучающихся.
Особое внимание уделяю адаптации детей к школе – интернату. Именно в это время ребенку необходима квалифицированная помощь и поддержка педагога - психолога. Ведь последствием дезадаптации является девиантное поведение, частые конфликты в коллективе, неуспеваемость, неуравновешенность, расторможенность, агрессивность. Для этого мною проводятся коррекционно-развивающие занятия, консультации для педагогов, беседы с родителями.
За годы работы педагогом-психологом эстетически оформила свой кабинет, адаптировала для слепых и слабовидящих обучающихся диагностический инструментарий, создала тематические папки по вопросам воспитания и развития детей, изготовила наглядные и дидактические пособия, перспективное планирование для работы с детьми.
К любой работе необходимо относиться ответственно, а в работе с детьми и подростками это особенно важно, ведь от нашего отношения к обучающимся зависит их взгляд на себя, своё будущее.
Мне нравится, что моя профессия позволяет содействовать проявлению детских эмоций, творчества, наполнить мир ребенка яркими чувствами.
***
Кармазина Татьяна Ивановна
Воспитатель
Педагогический стаж - 6 лет
Профессиональное кредо –
«Воспитатель должен быть профессионалом,
уметь ставить себя рядом с ребенком, а не напротив.
Дети должны доверять нам. Важно помочь ребенку понять себя, поверить в свои силы»
Самая важная и необходимая профессия - это профессия воспитателя. Я мечтала об этой профессии с детства.
В школу-интернат я пришла работать по многим причинам. Конечно же, это, прежде всего, любовь к детям и желание стать поддержкой и опорой ребятам с ограниченными возможностями здоровья. Не смотря на то, что это очень нелегкая работа, требующая огромного терпения и кропотливого труда, она мне нравится. Учить ребят самостоятельности, развивать в них инициативность и стремление познавать себя, воспитывать доброжелательность и коммуникабельность, оказывать поддержку в решении проблем.
В настоящее время я работаю со старшеклассниками, для которых главное – правильный выбор дальнейшего жизненного пути. Необходимо, чтобы каждый из них сделал свой выбор осознанно, в соответствии со своими способностями и возможностями. И моя главная задача помочь им в этом.
Я стараюсь быть для детей другом, к каждому найти свой подход. Стараюсь воспитать положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе. И верю, что мои воспитанники станут достойными людьми. Да, начало жизни детям дают родители, но идти по жизни помогая им я – воспитатель.