Кукольный театр
Развитие неречевых средств общения у ребёнка с нормальным зрением происходит по подражанию в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Дети с глубокими нарушениями зрения резко ограничены или лишены возможности овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. В результате некоторые слепые и слабовидящие дети в 7-8 лет не владеют неречевыми способами общения даже на уровне трехлетних зрячих детей. В работе со слепыми и слабовидящими детьми первостепенное внимание следует уделять обучению тем общепринятым внешним проявлениям эмоций, которые повышали бы взаимопонимание инвалидов по зрению с нормальновидящими.
Как развивать речь и мышление слепых и слабовидящих детей? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому? Все это может дать театрализованная деятельность. Именно возраст младшего и среднего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
Учитывая всё это мы решили создать кукольный театр «Куклотерапия» для слепых и слабовидящих ребят. Была разработана программа детского кукольного театра, которая была рассмотрена и одобрена на ШМО и администрацией школы. Так и зародился наш кукольный театр»Куклотерапия».
Театр - это совершенно иная форма организации учебной деятельности обучающихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. На занятиях в кружке внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной, познавательной деятельностью учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.
Кукольный театр призван помочь в формировании неречевых средств выражения эмоций у детей с глубокими нарушениями зрения, призван помочь адаптироваться таким детям в обществе зрячих, призван помочь социализации незрячих и слабовидящих детей.
Основными видами деятельности, которые используются при работе с обучающимися, являются:
театральная игра;
культура и техника речи;
основы театральной культуры;
создание спектакля;
создание кукол и декораций.
Общая работа во время изготовления кукол и декораций для театра, игра в кукольный театр формируют и развивают у детей следующие навыки и способности:
мелкая и крупная моторика.
память.
чувство уважения и такта, навыки общения.
творческие способности.
Творчеством пронизан весь процесс создания кукольного представления. От идеи создания куклы до игры в «отчетном спектакле», от сценарного плана до готовых декораций, так как дети с радостью принимают участие во всех видах игровой активности.
Нами были поставлены спектакли «Теремок» с использованием перчаточных кукол, по мотивам сказки Кошкин дом была поставлена поучительная история «Безопасный дом», к Новогоднему празднику показали сказочную историю «Щелкунчик».