Логопедическое сопровождение
Особое место в учебной деятельности обучающихся с нарушением зрения занимают расстройства речи. Характерными проявлениями речевых расстройств являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи: смешение, искажение, замена и отсутствие звуков.
Нарушения речи у детей включают:
фонетико-фонематические;
специфические особенности усвоения лексической системы языка;
нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетико-фонематическими нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс;
нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения;
все формы дислексии и дисграфии.
В письменной речи обнаруживается смешение, замены и пропуски звуков, искажаемых при произношении. Эти ошибки могут быть вызваны как нарушением фонематического слуха, общим снижением слуха и нарушением слухового восприятия, так и нарушением внимания, работоспособности и неумением выполнить мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами.
В ходе коррекционной логопедической работы решаются следующие задачи:
обследование ребенка;
составление перспективного плана и графика логопедических занятий;
выработка логопедического режима для ребенка, имеющего те или иные речевые расстройства;
подготовка необходимых для занятий дидактических и методических пособий, их применение с учетом возрастных и психических возможностей ребенка;
проведение логопедических занятий по коррекции речевых нарушений;
оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям;
обсуждение речевого развития детей с врачами, учителями и родителями.
Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающихся с нарушением зрения включает в себя:
нормализацию артикуляционной и мелкой моторики;
развитие речевого дыхания и голоса, а также коррекция их нарушения;
нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационной и темпово-ритмической стороны);
коррекцию звукопроизношения;
развитие фонетико-фонематической системы: артикуляционного праксиса, дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
увеличение пассивного и активного словарного запаса;
развитие способности словообразования и словоизменения;
обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка;
коррекция процессов чтения и письма;
развитие связной речи: диалогической и монологической;
развитие коммуникативных навыков посредствам повышения уровня;
общего речевого развития.
Основными направлениями коррекционных логопедических занятий являются развитие речи и коррекция ее нарушений.