Педагог-психолог
Психолого-педагогическое сопровождение слепых и слабовидящих обучающихся.
У слепых и слабовидящих обучающихся психолого-педагогическое сопровождение строится с учетом общей и возрастной психологии, тифлопсихологии, особенностей психологического развития детей с нарушением зрительного восприятия, определяются пути развития процессов компенсации, поиска потенциальных возможностей формирования позитивной личности.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушением зрительного восприятия включает в себя комплекс мероприятий, действий, методик, программ: «Развитие коммуникативной деятельности», «Азбука психологии», «В поисках своего призвания», «Этика и психология семейной жизни».
В школе - интернате на каждого обучающегося разработана и ведется индивидуальная карта психолого-педагогического и медико-социального развития ребенка, в которую входят сведения о ребенке, родителях, уровень развития всех психических процессов. Результаты итоговой диагностики вносятся в конце учебного года.
По карте можно отследить динамику развития, достижения, плюсы и минусы в той или иной сфере деятельности ребенка.
Особое внимание обращается на индивидуальный график коррекционно-развивающих мероприятий для каждого обучающегося, где распланированы по дням недели и времени все коррекционно-развивающие мероприятия, с учетом психофизических особенностей развития.
На основании мониторинга заключений ЦПМПК и ППк выявлены потребности обучающихся в занятиях с узкими специалистами (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог). В результате мониторинга разработаны индивидуальные планы коррекционной работы слепых и слабовидящих обучающихся, учитывающие особые образовательные потребности незрячих воспитанников.
В школе-интернате разработана и проводится поэтапная работа по формированию психологической культуры обучающихся на основе самопознания. Данная работа направлена на успешную адаптацию и социализацию слепых и слабовидящих в социум и ведется с начального общего образования по среднее общее образование.
Психолого-педагогическое сопровождение в 1 классе - это сложный и трудоёмкий процесс. Насколько успешно пройдёт адаптация к школьному обучению зависит успеваемость и поведение ребёнка.
Углублённая стартовая диагностика УУД (универсальных учебных действий) проводится в октябре.
В декабре «Адаптация к школьному обучению», где выявляются внутренние и внешние причины дезадаптации и определяются пути коррекционной работы.
В апреле-мае проходит углублённая итоговая диагностика УУД, где выявляется уровень успешности обучения.
Систематически проводится работа по программе «Азбука психологии» в 5 классе.
Цель данной программы: помочь учащимся адаптироваться в основной школе.
Задачи:
1. Дать учащимся первичные, общие знания о психологии как науке, раскрыть содержание ряда психологических понятий (прежде всего обозначающих основные психические процессы).
2. Помочь ребенку в постепенном открытии им собственного внутреннего мира, показать уникальность и безусловную ценность этого мира.
3. Пробудить интерес ребенка к самому себе и к другим людям.
Поэтому основной задачей курса является не столько изучение школьниками основ общей психологии, сколько развитие их представлений о человеческой психике и о себе, их способности к самопознанию.
С учетом психофизических особенностей развития обучающихся в этом учебном году пятиклассники адаптировались к обучению в основной школе ниже среднего уровня. Успеваемость относительно уровня 4 класса снизилась.
Профориентационная работа в школе-интернате проводится, начиная с 7 класса. Для расширения профессиональных интересов и способностей в 10 классе ведется профориентационный курс «В поисках своего признания». Занятия проводятся в форме тренинга, деловой игры, самоанкетирования, тестирования. В феврале проводится самотестирование обучающихся «Карта интересов», где определяется склонности к той или иной профессии.
В школе интернате проводится профилактическая работа в следующих направлениях:
профилактика суицида у детей и подростков;
профилактика употребления ПАВ;
профилактика насилия и жестокого обращения.
профилактика вредных привычек.
профилактика здорового образа жизни.
По результатам социально-психологического тестирования обучающихся с 13-летнего возраста на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ с использованием единой методики в 2022 году обучающихся школы-интерната попавших в группу риска 0%.
В течение года специалистами (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог) в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями систематически проводилась консультативная работа со всеми участниками образовательного процесса в форме тренингов, онлайн, скайп- консультаций.
Психолого-педагогическое сопровождение можно считать эффективным лишь в слаженном взаимодействии всех педагогов, специалистов и родителей. В психолого-педагогическом сопровождении нуждаются не только обучающиеся с ОВЗ, но и их родители. Родители, зачастую, обращают внимание только на первичный дефект ребенка, все силы отдают лечению, а развитие на втором плане. Просветительская работа ведется в течение всего года в форме консультаций, бесед, выступлений на родительских собраниях, памяток для родителей.